Решающим условием обеспечения безопасности детей является формирование у них с детства навыков личной безопасности. Ребёнок может попасть в различные опасные жизненные ситуации. Наиболее распространенными являются: контакты с незнакомыми людьми, остался один в квартире, нашёл подозрительный предмет и др. И чтобы помочь себе, он должен усвоить элементарные знания о том, как вести себя в каждом конкретном случае. В детском саду эти знания закладываются через систему игровых заданий и моделирование проблемных ситуаций, направленных на формирование основ личной безопасности ребёнка, ценностей здорового образа жизни, на успешную адаптацию при переходе из детского сада в школу.
Система работы по образовательной области «Безопасность» включает в себя:
-
условия для развития представлений об основах безопасности жизнедеятельности;
-
организацию образовательного процесса;
-
сотрудничество с внешними организациями.
Система работы с детьми по реализации программы предполагает соблюдение следующих принципов:
-
Принцип полноты - содержание занятий и других видов деятельности должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-то раздел выпадет из раздела, то дети окажутся незащищенными от представленных в нем определенных источников опасности.
-
Принцип системности - работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении видов деятельности в течение дня на каждом возрастном этапе.
-
Принцип сезонности - при ознакомлении детей с природой учитываются региональные условия.
-
Принцип возрастной адресованности- при работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно, с соответствующим усложнением от группы к группе.
-
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи- содержание работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье.
Обеспечение безопасности детей является приоритетной задачей общества. Свидетельством этого являются программы и методики в работе с детьми дошкольного возраста.
Программы, которые используют педагоги для формирования у детей опыта безопасного поведения в быту, социуме, на природе:
1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования./ Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. -6-е изд., доп. – М.: Мозайка-Синтез, 2020. – 368 с.
2. БЕЗОПАСНОСТЬ: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р.Б.- СПб.: «Детство-пресс», 2005.
3. Л. Л. Тимофеева «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет». Парциальная программа.
Методики, которые используют педагоги для формирования у детей опыта безопасного поведения в быту, социуме, на природе
1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозайка-Синтез,2014.
2. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста.- М.: Педагогическое общество России, 2005.
4. «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. Азбука безопасности». Конспекты занятий
Документы МДОУ:
Паспорт безопасности МДОУ «Детский сад № 22»
План работы по основам безопасности жизнедеятельности в МДОУ
Раздел «Дорожная безопасность» (перейти)
Раздел «Информационная безопасность» (перейти)
Раздел «Противопожарная безопасность» (перейти)
Раздел «Безопасность на водных объектах» (перейти)