Готов ли ваш ребенок к детскому саду?
анкета для родителей
Анкета поможет родителям оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, вы получите примерный прогноз для своего ребенка.
Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное — 3 балла
Неустойчивое — 2 балла
Подавленное — 1 балл
Как Ваш ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин) — 3 балла
Долго не засыпает — 2 балла
Неспокойно — 1 балл
Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?
Да — 1 балл
Нет — 3 балла
Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 ч — 3 балла
1 ч — 1 балл
Какой аппетит у Вашего ребенка?
Хороший — 4 балла
Избирательный — 3 балла
Неустойчивый — 2 балла
Плохой — 1 балл
Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно — 3 балла
Отрицательно — 1 балл
Просится ли Ваш ребенок на горшок?
Да — 3 балла
Нет, но бывает сухой — 2 балла
Нет и ходит мокрый — 1 балл
Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается
Да — 1 балл
Нет — 3 балла
Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Да — 3 балла
Иногда — 2 балла
Нет — 1 балл
Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да — 3 балла
Иногда — 2 балла
Нет — 1 балл
Как Ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно — 3 балла
Не всегда — 2 балла
Не играет сам — 1 балл
Какие взаимоотношения со взрослыми?
Легко идет на контакт — 3 балла
Избирательно — 2 балла
Трудно — 1 балл
Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт — 3 балла
Избирательно — 2 балла
Трудно — 1 балл
Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да — 3 балла
Не всегда — 2 балла
Нет — 1 балл
Есть ли у ребенка уверенность в себе?
Есть — 3 балла
Не всегда — 2 балла
Нет — 1 балл
Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
Перенес разлуку легко — 3 балла
Тяжело — 1 балл
Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
Есть — 1 балл
Нет — 3 балла.
Прогноз адаптации: готов к поступлению в ДОУ – 55-40 баллов; условно готов – 39-24 балла; не готов – 23-16 баллов.
Как готовить ребенка к детскому саду?
-
Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
-
Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
-
Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
-
Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
-
Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
-
Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.
-
Повысить роль закаливающих мероприятий.
-
Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
-
Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
-
Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.
-
«Раскрыть секреты» малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
-
Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
-
Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание.
-
Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
-
Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
-
Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
-
Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
-
Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад.
-
Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
-
Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
-
Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
-
Щадить его ослабленную нервную систему.
-
Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
-
Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
-
Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
-
Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
-
Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
-
При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
Рекомендации для родителей по адаптационному периоду
-
Установите тесный контакт с работниками детского сада.
-
Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
-
Поддерживайте дома спокойную обстановку.
-
Не перегружайте ребенка новой информацией.
-
Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
-
Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.
-
Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то предмет.
-
Принесите в группу свою фотографию.
-
Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания.
-
Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
-
Просите других членов семьи отводить ребенка в сад.
-
Присутствуйте в группе вместе с ребенком в первые дни.
-
Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из сада.
-
После сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Давайте возможность ребенку подвигаться, поиграть в подвижные игры.
-
Устройте семейный праздник вечером.
-
Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
-
Будьте терпеливы!