Страница обновлена 07.12.2023

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22»

Страница обновлена 07.12.2023
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22»

 

 

Помощь психолога: «Воспитание сказкой»

Сказкотерапия

В связи со сложившейся ситуацией в мире у нас есть прекрасный шанс уделить внимание своим детям, ощутить радость от близости общения с родными, ощутить их любовь, понять и вникнуть в проблемные моменты ребенка. В обязанности родителей входит не только дать своему чаду образование, но и привить ему хорошее поведение, правильные черты характера, когда нужно побудить его к действиям, в которых он заинтересован. Такие методы нельзя сопровождать криком, руганью или другими нежелательными мерами. Нужно доставить ребёнку информацию более понятным для него способом. Совместное чтение - возможность стать другом своему ребенку, внимательным и небезразличным. Воспитание через сказку - это прекрасная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, без скучных наставлений, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции. Сказка – это занимательный урок нравственности.
В практической психологии широко используется метод сказкотерапии, который буквально преображает детей. Терапевтические сказки нацелены на решение конкретной проблемы, помогая преодолеть истерики и капризы, плохое поведение. Воспитание часто ассоциируется с нравоучениями. Но в наших с вами силах, дорогие родители, сделать этот процесс увлекательным. Безусловно, для детей воспитание через сказку принесет больше пользы, чем привычное и поэтому малоэффективное родительское «нельзя!».
Сказку лучше именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя заметите реакцию ребенка, и сможете акцентировать его внимание на важных моментах. Во время знакомства со сказкой старайтесь не отвлекаться. Ведь это не просто приятный досуг, а своеобразный урок. Разделите с малышом его эмоции, сопереживайте, рассказывайте эмоционально, и ваша увлеченность действием обязательно захватит и кроху. После чтения обсудите вместе с ребенком героев, их поступки. Предложите ребенку подумать, как он поступил бы в той или иной ситуации. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребенка. Постарайтесь не навязывать ребенку мораль, пусть он сам сделает выводы. Выполните творческое задание, например, нарисовать сцену из сказки или проиграть ее в кукольном театре. Персонажами могут быть игрушки, картонные фигурки или тени на стене. Пусть сначала взрослый проявит инициативу, и очень скоро ребенок охотно присоединится. Не сердитесь, если ребенок изо дня в день просит рассказывать одну и ту же сказку. Значит, он испытывает трудности, решить которые помогает сказка. В этом и заключается суть воспитания через сказку и сказкотерапии.
Важно подбирать сказки, в которых ясно, кто хороший, кто плохой, где добро, а где зло. Дошкольник уже не просто подражает героям, а анализирует его поведение, делает свои выводы, вроде: «Будь я на его месте, то поступил бы не так…». Воспитание через сказку не имеет границ. Для этой цели прекрасно подходят, как и народные, так и авторские сказки.
В настоящее время существует множество современных сказок, сборников написанных специально для помощи родителям в воспитании детей. Уважаемые родители, начнем знакомство со сказками. Удачи Вам!

Как Лимончик со Слоненком монстров боялись!

(для тех кто боится темноты)

Как Солнышко спать не хотело

(сказка для тех, кто сложно укладывается спать)

 

Мышата и хитрый кот

(о безопасности для детей 4-6 лет)

Как Марина в школу собиралась…

(для тех кто боиться идти в школу)

 Материалы сказок взяты из интернет-источника: http://mamafairytales.com/

Дидактический материал для работы с ребенком

«Учимся дружить!»

Цель: развитие коммуникативных навыков у детей 5-7 лет.
Предлагаем родителю вместе с ребенком обсудить картинку:

  • Что случилось с Сашей?

  • Кто пришел его навестить: просто знакомые или друзья?

  • Как они готовили к встречи с больным мальчиком?

  • Приятно ли это внимание Саше?

  • О чем они говорят?

  • Будет ли Саша тоже навещать друзей в трудную минуту?

  • Вспомни, когда ты болел, тебе хотелось увидеть своих друзей?

  • Вспомнить кто приходил к вам в гости?

Обсуждение и пересказ рассказа В.Осеевой «Добрый поступок Вани»
Сшила мама Кате красивое платье. Пришла девочка в детский сад и все смотрит на свое новое платье. Зовут девочки Катю играть с ними. «Не хочу, не буду, – отвечает Катя. А сама думает: «Что я с вами буду играть, платье запачкаю».
На занятии все дети сажали в маленькие горшочки с землей черенки растения. А Катя платьем любуется.
- Катя, – говорит воспитатель, – поторопись посадить цветок, скоро занятие закончится.
- А я не буду сажать, – ответила девочка.
- Почему? – удивился воспитатель.
- Я платье испачкаю,  оно станет некрасивым.
- А ты фартучек надень, как все дети.
- Тогда платье не будет видно, – ответила Катя.
И тогда Катин цветок посадил Ваня. А потом поливал его. Накануне 8 марта все дети решили подарить своим мамам и бабушкам красивые цветы, которые сами вырастили. Расплакалась Катя, красивое платье ее не радует. Очень ей было обидно и стыдно, что она не может подарить бабушке цветок. Ваня принес Кате цветок в горшочке и говорит: «Возьми, Катя, подари бабушке!».
Катя была очень благодарна Ване, который поступил как настоящий друг.
Обсуждение рассказа:

  • Как ты думаешь, что важнее: не испачкать платье или посадить цветок для бабушки?

  • Почему?

  • Ваню можно считать настоящим другом?

  • Изменится ли Катя? Как?

Решение проблемных ситуаций

Ребенку предлагается составить окончание к мини рассказам (попробовать изобразить/инсценировать рассказ)
«Хвастун»: Стоит на пенечке заяц и кричит на всю поляну: «Я ничего не боюсь! Как стукну волка по носу!» Вдруг он увидел за кустами волка, да и бросился наутек… (придумать окончание рассказа, при этом родитель помогает ребенку)
«Ябеда»: Мальчик мешает строить из кубиков дом другим детям и ломает его. Когда дети прогоняют его, он с плачем бежит жаловаться воспитателю… (придумать окончание рассказа, при этом родитель помогает ребенку)

Чтение истории «Однажды в группе» с переходом в игры

Воспитательница принесла несколько новых игрушек в группу. Дети начали играть и драться со славами: «Моя игрушка», «Я тебе не дам», «Уходи от меня», принялись кричать, плакать. Вдруг воспитательница вносит куклу Фею и говорит: «Ребята, давайте покажем новым игрушкам, какие вы добрые, дружные. Сейчас мы с вами построим «Мост дружбы».
В этот момент родитель предлагает всем кто находится дома, взяться за руки , сделать круг, поднять руки вверх, изображая огромный «Мост дружбы». Если же родитель играет вдвоем с ребенком «мост» строится в 4 руки.

Вопрос – ответ

  • Из-за чего чаще всего дети ссорятся друг с другом?

  • Ты знаешь, как лучше позвать друзей поиграть?

  • Какие слова и поступки обижают друзей и людей?

  • Хорошо ли, когда один и тот же ребенок, всегда первый начинает играть и играет главные роли?

  • Как ты радуешь своих друзей?

Игры вместе

Ребенок вместе с родителем прикасаются друг у друга пальцами одной руки к пальцам другой, делая ими нежные вращательные движения/поглаживания подушечек пальцев.

«Ссора дома»

Цель: развитие эмпатического отношения к своим близким для детей 5-7 лет.
Как поступить?
Предлагаем родителю вместе с ребенком обсудить картинку:

  • Давай посмотрим на картинку. Что происходит в семье (между мамой и папой, сыном)?

  • Как разговаривают между собой родители?

  • Почему ты решил, что родители ссорятся?

  • Видят ли мама и папа мальчика?

  • В каком он настроении?

  • Как ты думаешь, виноват ли мальчик в ссоре родителей?

  • Как ты думаешь из-за каких поступок ссорятся самые близкие люди?

- ребенок разбил чашку;

- не убрал за собой игрушки;

- нагрубил маме и папе;

- потерял фломастеры;

- не слушается бабушку.

  • Как бы ты поступил?

Посоветуй мальчику: уйти или подойти к родителям, обнять родителей, сказать, что он их очень любит, и попросить, чтобы они обняли его.

Этюды и упражнения

«Мама рассердилась»: Сережа ушел гулять и заигрался во дворе с ребятами. Забыл, что мама звала его обедать. Когда он пришел домой, то увидел, что мама сердита. Попросите ребенка изобразить сердитую маму: нахмуренные брови и сжатые губы, сердитый взгляд. Обсудите этот случай, вспомните были ли у вас в семье такие ситуации.

«Хорошее настроение»: Мама послала сына в булочную. «Купи печенье и конфеты, – сказала она. – Мы выпьем с тобой чаю и пойдём в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение. Изобразите вместе с ребенком: радостный взгляд, широкая улыбка.

Подумаем вместе

Взрослый задает проблемные вопросы ребенку. Обсудите вопросы вместе и найдите ответы.

  • Что ты можешь сделать, чтобы порадовать нас – родителей?

  • Как ты можешь помочь мне (маме, папе, бабушке, дедушке)?

  • Как ты будешь себя вести, когда кто-то из нас (родителей) заболел (или работает)?

Вывод

Давай представим себе, что мы находимся в музее «Дужная семья». Я буду называть ситуации/действия, которые могут выполнять дети, а ты, если тебе понравится, какая-либо из них, будешь говорить фразу «Мне нравится».

  • Убираем игрушки

  • Рассказываем друг другу сказки

  • Делаем домашние задания из детского сада

  • Готовим бабушке сюрприз

  • Украшаем дом к празднику

Попробуй нарисовать рисунок с самым понравившимся действием.

«Знакомство и дружба»

Цель: развитие коммуникативных навыков у детей 5-7 лет.

1. Работа с картинкой «Дениска и друг»

Рассказать ребенку историю, что Дениска приехал на лето к бабушке в другой город. На следующий день он вышел на прогулку во двор. Дать ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку. Далее задать вопросы:

- Как думаешь, что изображено на картинке?

- Кто первым начал знакомство?

- Что поможет Дениске легко познакомится – какие слова? (Привет! Здравствуй!), какое выражение лица (приветливое, с улыбкой), какие жесты?

- А что было раньше? как чувствовал себя мальчик без друзей?

- Что произойдет дальше? Какое у ребят будет настроение?

- В какие игры будут играть друзья, как они смогут лучше узнать друг друга?

Придумать вместе с ребенком несколько названий для картинки. Пусть ребенок сам расскажет, как он знакомится с ребятами. Что помогает и что мешает при знакомстве? (Родителю рекомендует привести собственный пример из личного опыта).

2. Работа с текстом «Как собака друга искала»

Давно-давно в лесу жила собака. Одна – одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы. Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:

- Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!

- Давай, – согласился зайка.

Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко! Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.

- Зачем лаешь? – говорит собаке. – Вот услышит волк, придет сюда и нас съест!

«Неважный это друг, – подумала собака, – волка боится».

Познакомилась точно так же собака с волком и поняла, что он боится медведя, а медведь – человека.

Сбежала собака от медведя и пошла к человеку.

- Человек, давай дружить, жить вместе!

Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле совей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это – спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.

Проблемные вопросы:

- Что помогло собаке со всеми знакомиться? Как собака знакомилась с животными и человеком?

- Почему она не стала дружить с зайцем?

- Почему собака стала дружить с человеком?

- Каким должен быть друг?

- Как мы себе выбираем друзей?

- Почему важно выбирать себе друзей?

3. Работа со схемой

Ребенок должен показать схемы настроений, которые мешают знакомству с другими. И обозначить, которые помогают при знакомстве

 

«Один дома»

1. Работа с картинкой

Посмотрите на картинку и обсудите ее с ребенком.

- Что делает Саша?

- Что произойдет, если мальчик начнет играть с этими предметами?

- Как оказалось, что опасные предметы оказались на столе?

- Саша остался один дома и нашел их в разных местах или родители оставили, опаздывая на работу?

- Как бы ты поступил, увидев эти предметы?

2. Упражнение «Вопрос – ответ»
Обсудить вместе с ребенком, что еще может быть опасным дома: Спички, мамина косметика, электрический ток, высота балкона, стиральные порошки, неотремонтированная сантехника, газовая плита, неожиданный звонок в дверь.
Взрослый вместе с ребенком вспоминает список опасных предметов и подводит итог. Все эти предметы необходимы в доме, но они могут стать опасными для детей. Поэтому без взрослых «общаться» с ними нельзя.


3. Игра «Хорошо-плохо»
Взрослый проговаривает вслух пользу вред опасных для детей предметов, дети дополняют:

  • иголкой шьют – иголкой можно уколоться;

  • ножницами режут – ножницами можно повредить руки;

  • спички обеспечивают огонь – спички могут стать причиной пожара;

  • скрепкой соединяют -скрепкой можно уколоться;

  • стеклянная посуда красивая, гигиеничная – ее можно разбить и пораниться;

  • мамина косметика хорошо пахнет – там много химии, можно отравиться,  «заработать» аллергию.

    4. Решение проблемных ситуаций
    Ниже приведены примеры ситуаций, с которыми ребенок может столкнуться находясь дома один:

  • Медсестра из поликлиники принесла бабушке лекарство.
  • Женщина предлагает замечательного котенка.
  • Мамины сотрудники по работе пришли забрать важные документы.
  • Слесарь пришел ремонтировать кран.

Вместе с ребенком обсудите, как ответить, не обидев незнакомцев, может быть они хорошие люди и говорят правду, но лучше в данном случае не рисковать – попросить прийти позже, записать через дверь имя, отчество, его телефон (при возможности), извиниться и т.д.

  • Двое мальчиков взяли коробку спичек и начали строить кораблики, домики. (Из чего можно строить, а из чего -нет)?
  • Мальчику захотелось подогреть котлетки. Он подходит к газовой плите и пытается ее включить. (Что нужно сделать?)

Подводим итог с ребенком – Саша уже хорошо знает правила безопасности дома. Он никогда не открывает двери незнакомым людям, не берет в руки опасные предметы. а ты согласен с правилами поведения дома?

 «Учимся быть смелыми»

1. Работа  с картинкой

Родитель вместе с ребенком рассматривает картинки.

Далее ребенку задают вопросы:

- Расскажи, что происходит на первой картинке?

- Как зашипел гусь?

- Что чувствует мальчик?

- Покажи, как он испугался?

- Как поступил мальчик потом?

- Чем закончилась эта история?

- Как он об этом рассказал своей бабушке?

Представь, что ты встретил двух гусей, а вокруг никого нет. Что ты станешь делать?

2. Упражнение «Подумаем вместе»

Родитель описывает ситуацию, а ребенок решает, как поступить:

- Девочка пролила на пол варенье

- Мальчик разбил зеркальце мамы

- Девочка и мальчик заблудились в лесу

- Мальчик дома один. Кто-то стучится в дверь

- Девочка уронила мяч в речку

3. Работа со схемами

Предложить ребенку показать эмоцию «Страх». В свободном кружке нарисовать эмоцию «Радость». Вспомнить из жизни радостные истории.

4. Выводы

Родитель проговаривает фразу. Если ребенок не боится того, о чем говорится во фразе, он выкрикивает «Ура!»

- встретил гусей

- идешь в больницу на прививку

- у тебя потерялась игрушка

- ты на 5 минут остался в квартире один

- ты сломал красивую мамину ручку

В итоге надо обратить внимание ребенка на том, что бояться часто – плохо: портится настроение, страх мешает радостно жить и дружить. Но ничего не бояться тоже опасно.

 

«Хорошие и плохие привычки»

1. Работа с картинкой

Проговорите с ребенком, что он видит на рисунке? Что искал Саша у себя в карманах? Почему он не нашел носовой платок? Посмотреть, у кого носовые платочки на рисунке? Для чего они нужны? Как чувствует себя мальчик? Что ему предлагают дети? Можно ли брать чужой носовой платок?

У нашего Саши чего нет в кармашках:

Гвозди и шурупы, ручка от лупы,

Кнопки, закрепки, резинки, крючки…

Нет только у Саши порядка в кармашках.

Спросить у ребенка, подходит ли к нему это стихотворение? Бывает ли так, что у ребенка нет носового платка? Почему?

Откройте ребенку секрет: потому что нет привычки!

2. Упражнение «Хорошие – плохие привычки»

Родитель называет привычки, а ребенок говорит «Фу», когда услышит вредную привычку, «Ура» – когда полезную:

- обращаться ко взрослым на «Вы»;

- ковыряться в носу;

- вертеть пуговицы на одежде;

- кусать ногти;

- играть с волосами;

- держать палец во рту;

- врать;

- долго сидеть у телевизора;

- заботиться о близких;

- опаздывать в детский сад (школу);

- подкармливать животных;

- бегать, если делают замечание взрослые и т.д.

3. Чтение с заданием шутки «Нехотелка»

Некий мальчик, мой знакомый,

Убежал вчера из дома.

Не хотел он умываться,

Одеваться, убираться,

Надоело есть и пить

И спасибо говорить.

Не хотел на пианино

Гаммы нудные играть

И за ручку с мамой чинно

Час по улице гулять.

Не хотел остаться дома

И ушел вчера из дома.

Он один на белом свете,

Он свободен, словно ветер.

Что захочет – то захочет,

Что не хочет -  не захочет.

Шел он шел, и вот ему

Скучно стало одному:

Кто возьмет его за руку,

Кто развеет сказкой скуку?

Слово некому сказать.

Захотел он есть и спать,

Захотел увидеть маму,

Захотел он даже гамму

Громко, весело сыграть.

Тут же мальчик, мой знакомый,

Повернул обратно к дому.

Все, что раньше не терпел,

Нехотелка захотел.

Обсудить стихотворение с ребенком: Какие вредные привычки были у мальчика? Что случилось потом?

Далее родитель говорит о том, что совершить плохой поступок – это еще не значит привыкнуть всегда так делать.

Наш мальчик-герой Саша теперь содержит свои карманы в порядке. Теперь у него всегда есть носовой платок. Он любит задавать вопрос «Почему?», привыкает жить по правилам:

«Бабушка уснула – не надо шуметь»

«Радоваться общим делам в семье»

«Животных надо выгуливать, а не ждать  напоминания»

«Вставать, когда звенит будильник – опаздывать некрасиво»

«Хвастаться некрасиво – лучше помочь тому, у кого что-то не получается»

«Вовремя признаваться в нехороших поступках – так всем станет легче на душе» и т.д.

«Мы стали смелее»

1. Работа с картинкой

Предложите ребенку рассмотреть картинку.

Далее следует проанализировать с ребенком данный рисунок.

- Что собирается сделать мальчик?

- Прячется ли в темной комнате кто-нибудь очень страшный?

- Войдет ли мальчик в темную комнату?

- Что он там увидит?

- Как бы поступил ты: вошел в темную комнату один или с кем-то?

- С кем именно с мамой, папой, братом/сестрой?

- А почему мальчик решил войти в темную комнату?

  • его дразнили трусишкой.
  • он см захотел стать смелым.
  • мальчик захотел стать похожим на смелого старшего брата, папу.

- Что можно сделать, чтобы не было страшно? (оставить полоску света из другой комнаты, взять с собой фонарик и т.д.)

- Но вот мальчик вышел из темной комнаты. Как он себя чувствует?

- Покажи состояние мальчика – «Я – лев!»

2. Работа с текстом «Я уколов не боюсь!»

Однажды мальчик Саша простудился и заболел. Пришел врач, послушал его, измерил температуру и назначил уколы. Саша как будто не был трусишкой: он научился входить один в темную комнату, прыгал со скамейки, не боялся гусей и собак, а вот уколов боялся очень. Мама сказала Саше: «Укол длится 2 секунды. Просто покажется, что тебя укусил комарик. Зато ты станешь здоровым, и тогда мы все вместе устроим веселое, праздничное чаепитие». Так и произошло. Теперь Саша и тебе говорит: «Не бойся уколов! Комар и то больнее кусает»

3. Рисование

Ребенку предлагается нарисовать свою страшилку (Пугало), а затем вместе с родителем пририсовать ей смешные детали, разукрасить, дополнить рисунок «безопасными» элементами (сделать Веселое чудовище).  Целью рисунка является смягчение интенсивности страха у ребенка.

 

«Чужая игрушка»

1. Работа с картинкой

Предложимте ребенку внимательно посмотреть на картинку и порассуждать:

- Ух ты, какой у мальчика вездеход! Саше так захотелось поиграть с ним. И он решил попросить у мальчика эту игрушку. Догадайся, как он это сделал?

- Что Саша сказал хозяину игрушки?

- А почему Саша захотел поиграть с этой игрушкой?

- Всегда ли надо просить чужую игрушку, когда хочешь поиграть с ней?

- Почему плачет мальчик, глядя на вездеход?

- Да, играя, Саша поломал машину. Чувствует ли он свою вину?

- Покажи настроение мальчика.

- Что же надо сделать Саше? (извиниться? предложить взамен свою машинку? вместе со взрослым отремонтировать вездеход?)

2. Работа с текстом

Прочитайте ребенку рассказ «Пчела и мухи» и проанализируйте его.

Поздней осенью выдался славный денек, какие и весной на редкость: тучи рассеялись, ветер стих, солнышко выглянуло и смотрело так ласково, как будто прощалось с усохшими растениями. Вызванные светом и теплом из улья  мохнатые пчелки, весело жужжа, перелетали с травки на травку не за медом (его уже негде было взять), а так себе, чтобы повеселиться и порасправить свои крылышки.

- Как вы глупы со своим весельем, – сказала им муха, которая тут же сидела на травке, пригорюнясь и опустив нос. – Разве вы не знаете, что это солнышко только на минуту и что, наверное, сегодня же начнется ветер, дождь, холод, и мы все пропадем.

- Зум-зум-зум! Зачем же пропадать? – отвечали мухе веселые пчелки. – Мы повеселимся, пока светит солнышко; а как наступит непогода, спрячемся в свой теплый улей, где у нас за лето припасено много меду.

Вопросы к тексту.

- Справедливо ли муха обидела пчел, назвав их глупыми?

- Как повели себя пчелки: обиделись на это слово или не обратили на него внимание?

- А что было бы, если бы пчелки обиделись? Стоит ли сразу обижаться?

- Чувствует ли свою вину муха?

- Что ей нужно сделать?

3. Как быть?

Две подружки поссорились и обиделись друг на друга. Каждая из них считает другую виноватой в ссоре.

- Так бывает?

- Что нужно сделать девочкам, чтобы оставаться друзьями?

4. Работа со схемой

Ребенку необходимо определить, кто на кого обижается – девочка на игрушки или наоборот? А кто чувствует себя виноватым?

5. Выводы

Родитель предлагает «выбросить в мусорное ведро» те фразы, которые не нравятся ребенку.

- Девочка обиделась и целый день ни с кем не разговаривала.

- Мальчик чувствовал свою вину, но никак не мог подойти к маме и извиниться.

- Дети заметили маленького котенка, который замерз под дождем, но торопились и пробежали мимо.

- Ребята поняли, что, когда чувствуешь себя виноватым, нужно уметь извиниться, сделать приятное тому, кого обидели.

 

 «Право на ошибку»

1. Работа с картинкой

Однажды на стадионе собрались друзья, чтобы поиграть в футбол. Саша еще никогда не был вратарем, но во сне и наяву мечтал об этом. Наконец-то, его мечта сбылась. Саша – вратарь в сегодняшней игре. Товарищи доверили ему очень важное и ответственное дело. Но вдруг Саше забивают гол. Сашина команда проиграла. Ребята принялись ругать Сашу за то, что мальчик пропустил мяч в ворота.

Вопросы для обсуждения с ребенком:

- Что сейчас чувствует Саша?

- Правильно ли поступили его друзья?

- С каким настроением пришел мальчик домой?

- Как он рассказал об этом случае своим родителям?

- Как ты думаешь, что родители посоветовали Саше?

- А что бы ты сам посоветовал Саше?

  • Много и упорно тренироваться, чтобы стать хорошим вратарем.
  • Больше никогда не становиться на ворота.
  • Никогда не играть в футбол.
  • Извиниться перед командой.

2. Работа с текстом

«Есть одна история про Звездного мальчика. Он был красив и горд. Он не знал, что такое сострадание к слабым, больным, бедным, потому что он презирал все вокруг и ставил себя выше всех. Мальчик наглухо закрыл свое сердце даже к своей маме, ведь она была нищенкой. И за это он строго был наказан – его превратили в отвратительное, всеми ненавистное существо. Три года он бродил по свету и никогда не встречал ни любви, ни сострадания, ни милосердия. Весь мир обошелся с ним также, как поступал он сам в дни своей гордыни. И тогда Мальчик стал защищать зверей, которых он обижал раньше, потому что теперь он знал, что такое боль. Он стал делиться последним куском хлеба, потому что узнал, что такое голод. Он стал помогать нищим и обездоленным. Испытав на себе унижения, несправедливость и гонения, Мальчик стал добрым, великодушным, справедливым и милосердным. А став обратно королем, он кормил голодных, одевал нищих, и в его стране  всегда царил мир и благоденствие».

Вопросы к тексту:

- Какие ошибки совершал Звездный Мальчик?

- как изменился Мальчик?*

- каким королем он стал?

Выводы: всегда можно исправить свои ошибки и стать хорошим.

3. «Думаем вместе»

Обсудить на конкретных ситуациях:

- Какие ошибки совершают сказочные герои?

- Чувствуют ли они себя виноватыми?

- К чему могут привести такие ошибки?

- Как их исправить?

  1. Карлсон съел много конфет и бросил обертки на тротуар.
  2. Зайчик из мультика «Ну, погоди» одел наушники, лег на травку и слушает, закрыв глаза, свои любимые мелодии, пока остальные работают.
  3. Мышка из сказки «Репка» заигралась и не пришла помогать остальным вытягивать репку.

Работа со схемой

Ребенку необходимо описать настроение первой и второй команды. Родителю попробовать самостоятельно подвести ребенка к поговорке «Главное не победа, главное – участие!».

 

«Внимание и память»

1. Работа с картинкой

Обсудите картинку с ребенком. Проанализируйте:

1. Что нарисовал Саша?

2. Так бывает или нет?

3. Что на рисунке у мальчика так, как в жизни, а что – перепутано?

Родитель: «Саша уже вырос. Он понимает то, что нарисовал. И нарисовал он свою путаницу, чтобы тебя повеселить, а заодно и проверить, внимателен ли ты. А ты можешь составить свою путаницу? Нарисуй ее и покажи мне».

2. Разбор ситуации

Родитель говорит ребенку, что все дети иногда ссорятся со своими мамами. Причины бывают разные: не убраны игрушки, не слушается маму и другие. Прочитайте ребенку маленькую ситуацию (ребенок рассказывает причину ссоры другому взрослому):

- Мама вчера рассердилась на меня, а я – на маму.

- Что случилось? – выясняет взрослый.

- Было еще не поздно, я хотела посмотреть телевизор, а мама его выключила.

- Почему?

- Не знаю.

- Ты не спросила у мамы, почему она не хотела смотреть телевизор?

- Нет.

В ходе обсуждения с ребенком сложившейся ситуации родитель помогает понять поступок мамы. Необходимо сказать ребенку о том, что мама очень любит дочку (сына), не жалеет для нее (него) ничего, что в данной ситуации мама или очень устала, или была чем-то огорчена и что маму нужно понять и пожалеть, а не сердится на нее.

Попросить ребенка сделать друг другу комплименты.

3. Игра «Я увидел из окна»

Родитель приглашает ребенка подойти к окну. Он просит его внимательно посмотреть в окно и постараться заметить и запомнить как можно больше предметов, растений, живых объектов, ситуаций, всего того, что можно увидеть. Затем отойти от окна и рассказать друг другу, что увидели и заметили. За правильный ответ можно брать по конфетке и, кто сумеет назвать наибольшее количество интересных предметов, объектов, деталей, ситуаций, тот и победил. Конечно, родитель должен поддаться в данной ситуации ребенку.

4. Игра «Продолжай»

Предложить ребенку продолжить перечисление самостоятельно:

- игры: лото, прятки …

- родственники: брат, бабушка …

- игрушки для мальчиков: солдатики, конструктор …

- игрушки для девочек: посуда, куклы …

- рисование: краски, ластик …

- школьные принадлежности: карандаши, прописи …

- профессии: шофер, врач …

- города: Тамбов, Киев …

- добрые герои сказок: Золушка, Старик Хоттабыч …

- настроение у людей: злость, стыд …

«Новенькая»

1. Работа с картинкой

Родитель: «Я тебе расскажу историю о том, как девочка впервые пришла в детский сад. Она очень переживала, рано встала, взяла свою любимую книжечку и пришла с мамой в детский сад. Ей казалось, что мама будет целый день рядом… Но ведь у всех мам много дел, а ты уже умеешь расставаться с мамой без слез. Да?» Показать картинку ребенку.

«Посмотри на эту девочку. Она немножко загрустила и уже готова была расплакаться. Но к ней подошел мальчик. Что произойдет дальше?» Ребенок должен предложить несколько вариантов. Например:

- Мальчик предложит вместе поиграть.

- Захочет познакомиться с новенькой.

- Угостит конфеткой.

- Споет любимую песенку.

2. Работа с текстом «Как я был новеньким»

Прочитайте и проанализируйте текст: «Мама сказала мне: «Завтра мы идем записываться в волейбольный кружок. Ты будешь новеньким. И никто не знает, какой ты, как тебя зовут. Давай, чтобы тебе было легко познакомиться, завтра утром сделаем необычный бутерброд «Меня зовут Саша».

Утром мы с мамой намазали на батон немножко масла, а сверху из крекера «Алфавит» выложили имя САША и положили бутерброд в красивую коробочку. Мама привела меня на волейбольное поле, и я стал смотреть, как играют дети. Но вот наступил перерыв. Я подошел к детям, открыл коробочку и сказал…»

- Что же сказал Саша?

- Интересно ли было ребятам так знакомиться?

- Помог ли бутерброд Саше?

- Что произошло потом?

3. Активная форма работы со стихотворением «Веселый щенок»

Родитель зачитывает стихотворение, а ребенок должен выполнить команды щенка.

Саша со щенком играл

И командам обучал.

Хочешь косточку, Дружок?

Гав!

Что ж, подпрыгни хоть разок!

Гав!

Лапку мне скорее дай!

Гав!

Помолчи, Дружок, не лай!

Гав!!!

4. Упражнение «Подумай и продолжи»

Родитель начинает говорить предложение, а ребенку следует придумать его окончание.

- Я люблю…

- Меня любят…

- Я забочусь…

- Обо мне заботятся…

- Я верю…

- Мне верят…

- В меня верят, что я…

- Я надеюсь…

- Я стараюсь…

- Мои родители хотят, чтобы я…

5. Работа со схемой

Ребенку, при возможности, следует раскрасить лепестки ромашки, глядя на лица ребят:

зеленый – мне спокойно

желтый – мне радостно

оранжевый – я в восторге

оставить белым – мне страшно

красным – я злюсь

синим – мне грустно

6. Вывод

Родитель предлагает ребенку хлопать в ладоши тогда, когда он согласен с вашим высказыванием.

- Новеньких нужно обходить стороной.

- Я постараюсь запомнить, что я когда-то был новеньким и еще буду новеньким.

- От меня зависит , как будут себя чувствовать новенькие.

- Новенькие – это тоже мои друзья!

Советы, рекомендации, консультации

Как взаимодействовать с детьми. Методические рекомендации для специалистов и родителей (просмотр).

«Не ребенок, а – бесенок!». Рекомендации для родителей активных детей (просмотр).

Упражнения и игры для взрослых с активными детьми (просмотр).

Воспитание ребенка без физического наказания (просмотр)

Ребенок и его «Боюська» (просмотр)

«Бесконфликтная дисциплина» (просмотр)

«Детишки – воришки» (просмотр)

«Нехочуха» (просмотр)

Когда и как приучить ребенка к горшку (просмотр)

«Поход к стоматологу» (просмотр)

«Отучаем ребенка спать с родителями» (просмотр)

Помощь психолога: «Воспитание сказкой». Если ребенок не убирает игрушки (просмотр)

«А мы в первый класс!» (просмотр)

Помощь психолога: «Воспитание сказкой». Если ребенок стеснительный (просмотр)

Помощь психолога: «Воспитание сказкой». Если ребенок требует покупок в магазине (просмотр)

«Как бороться с детским страхом воды. От рождения до 3-х лет» (просмотр)

«Как бороться с детским страхом громких звуков. От рождения до 3-х лет» (просмотр)

«Ребенок и домашние обязанности» (просмотр)

«Как бороться с детским страхом боли. От рождения до 3-х лет» (просмотр)

«Как бороться с детским страхом нового. От рождения до 3-х  лет» (просмотр)