Сайт МДОУ "Детский сад № 22"
г. Ростова Ярославской области

Для Вас, родители  

 

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ


С момента поступления ребенка в детский сад, начинается более самостоятельная жизнь малыша. Ребенок попадает не просто в новые условия, а в новую психологическую атмосферу, приобретает новый статус.

Нельзя сказать, что существует единый стандарт адаптации ребенка к садику. Каждому малышу необходим индивидуальный подход.

Адаптация к ясельной (2 г.) и младшей (3 г.) группам идет по-разному. Двухлетние дети очень отличаются от трехлетних. Родителям первых обычно приходится труднее. Двухлетние дети очень тяжело расстаются с мамой, поэтому было бы лучше, если вместо мамы в первый день с ребенком в садик пойдет кто-нибудь другой, например, папа или бабушка.
Идеальным вариантом, конечно же, является предварительное знакомство с воспитателем, обсуждение с ним особенностей ребенка.

Как же предварительно подготовить ребенка к новой обстановке?
Необходимо почаще оставлять ребенка с родственниками, гулять вместе с другими ребятами, знакомить ребенка с чужими взрослыми. Будьте внимательны к ребенку дома, напоминайте вечером ему о садике, о ребятах, о воспитательнице. Повспоминайте вместе с ним игрушки, которые там были. Самое главное – не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе! Хуже, если ребенок будет в молчании забиваться в угол. Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы практикуют подобный тип реакции при расставании с ребенком утром, когда он уходит в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной, лучше доверить папе отвести ребенка в садик. Ваша уверенность и спокойствие передадутся ребенку равно как нервозность и волнение.
Если Вы не уверены в людях, которым "вручаете" своего ребенка, то с какой стати ребенок должен доверять чужой тете? Именно поэтому не стесняйтесь предварительно познакомиться с воспитательницей и другими взрослыми, контактирующими с ребенком в детском саду.

Дети 3-4 лет способны слушать и слышать взрослых.
Родители должны максимально использовать эту способность детей данной категории. Мама заранее может подготовить ребенка к садику, рассказывая о нем или создавая искусственно "садиковские" условия с помощью игры. Это может быть ролевая игра, где мама, например, воспитательница, которая проводит занятия. Игра может быть проведена с помощью кукол и мягких игрушек, тогда есть возможность показать, что в группе будет много детей (дети 3-4 лет могут "испугаться" такого количества сверстников, тем более что некоторые из них способны проявлять агрессию или излишний интерес к новичку).

Любой родитель должен помнить, что основная ответственность за успешность адаптации лежит на нем. Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ в любом возрасте, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком. Помните, что детский сад – это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.

 

 

Материал энциклопедии «Воспитание детей»

 


 

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ


Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов очень трудно отступает от них.
Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
Дети быстро "схватывают" сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

Материал энциклопедии «Воспитание детей»


 

 


 

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ


Как выслушать ребенка
Психологи нашли и подробно описали способы общения с детьми. Когда ребенок находится во власти сильного чувства, он не принимает советов, критики. Он хочет, чтобы родители поняли, что происходит в его душе в эту минуту, при этом он не объясняет подробно своих чувств.

Как выразить свои чувства
Как высказать свои чувства по отношению к ребенку, чтобы это не было разрушительно? Т.е. возникают ситуации, где больше переживает родитель, он уже переполнен эмоциями. Подавлять такие эмоции не стоит. Через некоторое время подавленное чувство, как правило, прорывается и выливается в резкие слова и действия. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания – сообщите ему об этом. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, выступайте от себя. Сообщите о своем переживании, а не поведении ребенка.

Дисциплина – что это такое?
В области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества.
Сюда входят: достойный пример взрослых, словесные и письменные инструкции, просьбы, обучение, обеспечение ребенку самому возможности учиться и набираться различного опыта, в том числе умения отдыхать. Наказание тоже есть в этом списке, но это только один из многих способов обеспечения дисциплины, причем наиболее отрицательный и примитивный.

Что мешает общению с ребенком:
- Приказы, команды
- Угрозы, предупреждения
- Критика, обвинения
- Высмеивание, обзывание
- Выспрашивание
- Отшучивание
- Мораль
- Нотации
- Советы
- Сочувствие на словах
- Догадки
- Похвала

Предпосылки хорошего воспитания
То, насколько подлинные душевные узы связывают родителей и детей, и то, насколько ребенок ощущает свое место в мире и свою безопасность, зависит от того, насколько глубокие и искренние отношения между мужем и женой. По важности они перевешивают все другие отношения, в том числе и между родителями и детьми.

Также в фундамент надежных взаимоотношений со своими детьми входит безусловная, не зависимая ни от чего любовь к ним. Не зависимая от внешности, способностей, достоинств, недостатков, плюсов и минусов… Не зависимая от того, что мы ждем от них в будущем, и, что самое трудное, не зависимая от того, как они ведут себя сейчас. Это вовсе не означает, что нам всегда нравится их поведение, но означает, что мы любим детей, даже если их поведение вызывает у нас отвращение. Ясно, что (также как и в супружеских отношениях) это идеал, которого мы никогда не достигнем полностью. Но чем больше мы стремимся к нему и чем больше достигаем положительных результатов, тем более удовлетворенными и уверенными в себе родителями мы становимся. И тем более довольным жизнью и нами, доброжелательным и счастливым растут наши дети. Если же мы их любим только тогда, когда они послушны и радуют нас своим поведением (обусловленная любовь), и если мы выражаем свою любовь к ним только в эти хорошие (увы, редкие) моменты, они не будут чувствовать, что их всегда и искренне любят. Это сделает их неуверенными, нарушит их самооценку и действительно может помешать им, развиться в лучшую сторону, чтобы укрепить самоконтроль и проявить себя более зрело.

 

 Материал энциклопедии «Воспитание детей»

 


 

ПОЗНАНИЕ МИРА


Врожденные способы познания окружающего мира.
Если весенним ясным утром вы переступите порог дома и окажетесь на улице, что именно привлечет ваше внимание? Распустившиеся на окнах фиалки или на удивление светлые одежды прохожих? А может, теплые лучи весеннего солнца и порыв ветра, спутавший ваши волосы и взметнувший полы вашей одежды? Или, может, ваше внимание привлечет рев соседской машины и вы небрежно, поинтересуетесь у соседа, когда же он, наконец, соберется поставить на это чудовище надежный глушитель?
Вы не случайно выбрали объектом вашего внимания, прежде всего зрительный образ, физические ощущения или звук. В нашей жизни мы естественно используем для познания окружающего мира все свои органы чувств, но при этом бессознательно отдаем предпочтение одним, а не другим. Эта врожденная способность диктует нам, какой способ познания лучше выбрать – зрительный, слуховой или осязательный – и предопределяет выбор объекта внимания и быстроту восприятия. Довольно часто на основе врожденного приоритета формируется наше отношение к процессу познания в целом.
Значительная часть нашего потенциала, определяющего наши последующие достижения, заложена в нас уже при рождении. Естественно, когда мы взрослеем, нам хочется думать, что мы полностью воспользовались этим потенциалом. Однако большинство из нас, вспоминая трудности, с которыми мы сталкивались в детстве в процессе познания, в также отсутствия интереса ко многим школьным предметам, вполне обосновано предполагают обратное. Разве мало бывших отличников, оказавшихся впоследствии неспособными вести серьезные проекты в силу отсутствия элементарных навыков общения с коллегами и клиентами? Разве мало красноречивых ораторов так и не сумевших написать ни одного пособия или учебника из-за отсутствия навыков письменной речи? Или мало нам встречалось крепких ребят, бывших в школьные годы великолепными спортсменами и принятых из-за этого чуть ли ни автоматом в самые престижные университеты, которые так и смогли выдержать свалившиеся на них учебные нагрузки? К счастью, теперь у родителей есть возможность избавить свое чадо от столь печальной судьбы.

На протяжении нашей жизни мы познаем окружающий мир, поглощая и используя различные виды информации. Исследователи и педагоги часто ссылаются в своих работах на различные типы аудитории: визуальную, слуховую и кинетическую или тактильную, в зависимости от того, каким образом эта аудитория в основном воспринимает информацию -глазами, ушами или посредством осязания.
Для описания способов познания детьми используют такие термины, как "зритель", "слушатель" и "деятель".
Годы работы с маленькими детьми убедили в существовании связи между хорошо развитыми слуховыми и зрительными навыками – теми, что позволяют нам направлять, визуализировать, произносить, запоминать и воспроизводить получаемую информацию, – и успешной учебой ребенка, а также его умением держаться в коллективе. Без всякого сомнения, хорошее развитие вышеуказанных навыков делает ребенка более счастливой и цельной натурой. А значит, эта проблема требует серьезного внимания со стороны родителей!

Есть ли какая-то связь между полом ребенка и приобретенным способом познания? Правда ли, что девочки вписываются в школьную среду легче, чем мальчики? Здесь нет однозначного ответа. Видите ли, девочки часто предпочитают слуховой способ познания, поскольку они более восприимчивы к звукам, а также таким общественным проявлениям, как артикуляция, подбор слов и интонации. У них обычно шире словарный запас и говорить они начинают раньше мальчиков. С другой стороны, у мальчиков наблюдается более точное визуальное восприятие, лучшая координация и владение телом, а также более четкое чувство пространства, чем у девочек. Таким образом, мальчики чаще всего относятся к зрителям, обладающими навыками, которые затем помогут им в школе, или к деятелям, которым учение не будет даваться легко.
Естественно, существует множество исключений из этого правила. Мы знаем великолепно координированных женщин-спортсменок и актрис, мужчин ораторов и композиторов…..
Важно напомнить, что способы познания не всегда бывают однозначно выражены и порой встречаются в комбинированной виде, например, зритель-деятель, зритель-слушатель….Вместе с тем, в нижеследующих описаниях вы найдете черты многих ваших знакомых и увидите, что значительное количество людей предпочитают один, вполне определенный и четко выраженный способ познания.

Основные особенности "Зрителя"
Зрители познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики, как движение, цвет, форма и размеры.
Большинство зрителей обладают великолепной зрительно-тактильной координацией и от рождения стремятся, прежде всего, рассмотреть объект, а затем при помощи жестов продемонстрировать свое понятие о нем. Действительно, большинство зрителей выделяются значительной моторикой, то есть движениями, которые задействуют одновременно глаза и мелкую мускулатуру, например, мускулатуру пальцев.
Зрители-дети любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они играют в кубики, складывают картинки- паззлы, лепят, вырезают. Все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук.
Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, а на самых первых уроках чтения с легкостью запоминают графику коротких слов. Ну а в более старшем возрасте зрители-дети предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят видео-игры.
Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, зрители легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонко-моторных функций. Поскольку зрители, как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, им необходимо особое внимание уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации.

Основные особенности "слушателя"
"Слушатели" познают окружающий мир, воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, слушатели раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом.
Слушателей-младенцев легко успокаивает музыка или знакомые голоса, они с радостью воспроизводят простейшие звуки. Дети постарше любят петь, рассказывать стихи, задают множество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, охотно читают вслух и легко запоминают указания преподавателя. В более старшем возрасте они любят слушать магнитофонные кассеты и радио, быстро запоминают на слух, предпочитают разговорные игры, например, "Мама, мама, можно мне?" или игры с отгадыванием слов. Они получают удовольствие от чтения, придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах.
Так как основное внимание слушателей приковано к языку, они могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным и моторным восприятием.

Основные особенности "деятеля"
"Деятели" познают окружающий мир тактильным способом, то есть путем прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активное движение, активность крупной мускулатуры – плечей, рук, ног, стопы и пр.
Большинство деятелей-младенцев не знает покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат, тискают, подбрасывают…. Деятели раньше, чем другие дети начинают ползать, а потом и ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах. Из-за врожденной координации и хорошей ориентации в пространстве "деятели" чаще подвергаются физическому риску, чем другие дети.

Основные проблемы, с которыми "деятели" сталкиваются – это неспособность на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать все свое внимание на одном предмете. Их стиль – активные игры на открытом пространстве. В первом классе беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной плохой успеваемости, тогда как вне школы бесстрашные и сильные "деятели" неизменно завоевывают авторитет среди сверстников. В то же время, их темперамент, обуславливает такие их черты характера, как раздражительность и ранимость. Они требуют немедленного удовлетворения желаний, не готовы бороться с трудностями. "Деятели" эмоционально неустойчивы – гнев и радость чередуются с непостижимой быстротой.
"Деятели" постарше предпочитают игры на свежем воздухе, занимаются спортом, например, играют в футбол, плавают, ходят в походы, ухаживают за животными. Их явное предпочтение физического восприятия восприятиям зрительным и слуховым приводит к языковым проблемам и отставанию в школе
.

 

 

Материал энциклопедии «Воспитание детей»

 

 

 


Яндекс.Метрика
счетчик посещений