Страница обновлена 06.04.2022

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22»

Страница обновлена 06.04.2022
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22»

Идеи: чем занять ребёнком дома

1. Играть в настольные игры

Такое совместное времяпровождение не только спасёт от скуки, но и сплотит вас и ваших близких

2. Писать книги

Кто знает, может, у вас в семье растёт будущий Пастернак или Толстой? Стать домашним писателем не так уж сложно, достаточно вооружиться бумагой, ручкой, карандашами и фантазией. Кто-то будет работать над сюжетом, а те, кто ни писать, ни читать ещё не умеют, могут представить себя иллюстраторами.

3. Сажать цветы

Ведь это просто, дёшево и полезно. К тому же, весна – самое время заняться рассадой. Высаживать можно и зелень, и овощи. Для этого вам понадобятся только горшок, мешочек с землёй и семена.

4. Устроить семейные чтения

Можно открыть наши считалки или сказки, и провести вечер в сказочных героев.

5. Играть в прятки

Старый добрый способ заработать передышку от активных игр и спокойно выдохнуть. Ведь прежде, чем отправиться на поиски игрока, ведущий может сосчитать до ста, а то и до тысячи.

6. Создать собственную галерею рисунков

Можно заказать у юного художника «картины» разной тематики, потом отобрать вместе с ним лучшие работы для выставки и развесить их вдоль стен.

7. Устроить конкурс на лучший бумажный самолёт

Можно даже сделать сразу несколько номинаций: на самый безумно раскрашенный фюзеляж, самый долгий полёт, самый невероятный винт.

8. Испечь «что-нибудь вкусненькое»

Часто детям хочется чего-нибудь «этакого», и совместная готовка отличный способ не только испечь вкусный пирог, но и увлечь ребёнка самим процессом. Готовя с мамой, дети учатся быть терпеливыми и следовать инструкциям. Дайте им поэкспериментировать с начинкой и декором, и они тут же поймут, что готовка – это не скучно и долго, а креативно и вкусно.

9. Пускать пузырьки

Можно научить ребёнка делать мыльные пузыри из жидкого мыла, шампуня или средства для мытья посуды. Напомним, что выдувать их можно даже через обычную коктельную трубочку.

10. Писать письма

Вместо звонка или смс можно написать бабушке настоящее письмо. Это поможет развить грамотность и навыки письма.

11. Пойти в импровизированный поход

«Импровизированный» – потому что из дома выходить вам при этом не придётся! Зачем палатка, когда можно сделать шалаш из одеял? Да и костёр разводить необязательно – зефир можно пожарить в микроволновке. Главное не забыть взять с собой «в поход» хорошее настроение и дух авантюризма.

12. Организовать соревнование на самую чистую комнату

И снова, главное – запастись призами и терпением.

13. Собирать пазлы

Тут и терпение, и логика, и местами физика с геометрией. В общем, настоящая палочка-выручалочка в условиях карантина. А пазлом из 100 элементов можно занять ребёнка на весь карантин.

14. Заниматься декоративно-прикладным искусством

Картон, маркеры, обрезки бумаги, мелки – всё, что угодно подойдёт для создания шедевра. Из подручных материалов можно делать, аппликации, вырезать кукол, конструировать роботов. Главное – выделить для «мастерской» свободное от дорогих ковров и мебели пространство. И, безусловно, если в доме живёт будущий дизайнер одежды, стоит предупредить его, что шторы не самая подходящая для кукольного наряда материя.

Тема: «Здоровый образ жизни»

Сказки о здоровом образе жизни и правильном питании (просмотр)

Ссылки на видеоролики и песенки про ЗОЖ

Уроки осторожности тетушки Совы – Микробы (ПРОСМОТР)

Сборник мультфильмов про здоровье (ПРОСМОТР)

Детские песни про здоровый образ жизни (ПРОСМОТР)


Тема: «Правилам движения – наше уважение»

Часто дети, к сожалению, становятся виновниками ДТП. Игры вблизи дорог, переход улицы в неположенном месте, езда на велосипеде через проезжую часть — типичные детские нарушения. Несоблюдение элементарных правил приводит к печальным последствиям. Но не только нарушение правил этому виной. Наивность, неумение правильно оценить расстояние до движущегося транспортного средства, неверное представление о своих возможностях — вот основные проблемы.

Во второй младшей группе дети должны изучать следующие вопросы, касающиеся правил дорожного движения:

Различать транспортные средства и иметь представление об их назначении.

Знать составные элементы дороги: проезжая часть, перекресток, тротуар, обочина.

Знать значение сигналов светофора.

Понимать, где находится правая сторона, левая, где верх, низ.

Запомнить и отработать правила для улицы — играть, кататься на роликах и велосипеде можно только на специальных площадках под присмотром взрослого, переходить дорогу только со взрослым.

Правила поведения в наземном и подземном транспорте — не стоять ногами на сиденье, не бегать в транспорте, держаться за поручень.

Выучить наизусть свое имя и фамилию, знать, как зовут родителей и помнить домашний адрес. В случае, если потерялся на улице, эту информацию сообщить полицейскому.

Учитывая младший возраст детей, занятия на тему ПДД в младшей группе необходимо проводить, руководствуясь следующими принципами:

доступность — необходимо учитывать возможности и возрастные особенности детей;

повторяемость — многократное повторение правил в различных вариантах поможет лучше усвоить и запомнить его;

наглядность — плакаты, тематические картинки, опыты, разыгрываемые сценки, экскурсии, загадки помогают лучше запомнить правила;

преемственность — лучшим наглядным пособием будет личный пример

родителей.

Для закрепления данной темы предлагаю вместе с детьми посмотреть видеоуроки

«Уроки по ПДД для детей. Уроки тетушки Совы» (ПРОСМОТР)

Физминутки, подвижные игры

Сказки по безопасности

«Марта и Чичи идут в парк» ( Т.А. Шорыгина)

Однажды обезьянка Чичи позвонила своей закадычной подружке — зебре Марте.
 — Алло, Марта! Доброе утро! Я хочу пригласить тебя прогуляться в парке. Мы могли бы поесть мороженое, попить лимонад, побегать по дорожкам, покататься на каруселях.
—    С удовольствием, – согласилась Марта.

—    Тогда собирайся, встретимся возле твоего дома, — закончила разговор Чичи.
Обезьянка нарядилась в свое любимое розовое платье с оборками и бантиками, надела соломенную шляпку и повесила через плечо лакированную сумочку.
—    Чудесно! — воскликнула она, оглядев себя в зеркало, и побежала вниз по лестнице.
Марта уже поджидала подругу возле подъезда. На голове у нее красовалась ярко-красная бейсболка, а спину украшало бархатное седло с бахромой. Чичи ловко вскочила на спину зебре, поудобнее устроилась в седле, и подруги отправились в парк.
Марта неторопливо шла по тротуару, а когда поравнялась с аркой, замедлила шаги и остановилась.
—   Почему ты встала? — удивленно спросила обезьянка.

Как вы думаете, почему остановилась зебра Марта?

- А вдруг машина из-под арки выскочит! Разве ты не знаешь, что когда подходишь к углу дома, к арке и вообще к любому месту, откуда может выехать машина, надо остановиться и немного подождать. Если машин нет, то можно спокойно идти, — ответила зебра, продолжив путь.

—    Вот в чем дело, — протянула Чичи, — а я и не знала. Хорошо, что ты мне сказала. Теперь я буду осторожнее, а то всегда бегу сломя голову.

Чтобы оказаться в парке, подругам надо было перейти через улицу.
—    Перебегай скорей! Видишь, ни одной машины нет, — предложила обезьянка.

—    Нет, что ты. Здесь переходить нельзя. Надо искать «зебру».

—    Зебру? — удивилась Чичи. — А чего ее искать? Вот она, здесь! — Чичи ласково потрепала Марту за шелковистую гриву.

—    Э, нет, это совсем другая зебра. Разве ты не слышала, что так называют наземный переход через дорогу?

—    Что-то вроде слышала краем уха. Но как-то не задумывалась, — ответила легкомысленная обезьянка. — А почему переход называют «зеброй»? — спросила она у подруги.
—    Да потому, что этот переход полосатый: черная полоса, белая полоса, опять черная, потом белая. Совсем как моя окраска. Только полоски нарисованы не на спине, а прямо на асфальте, — терпеливо объяснила Марта.

О Как вы думаете, почему нельзя переходить через улицу в неположенном месте, даже если поблизости нет машин?

Марта огляделась по сторонам:

—    А вот и переход. Видишь светофор, он поможет нам перейти через улицу: скажет, можно переходить или нет.

— А разве светофоры умеют говорить? — удивилась обезьянка.
Он нам не словами скажет, а «глазами».

—    Как это глазами? — еще больше удивилась Чичи.

—    У светофора есть три сигнала: красный, желтый и зеленый. Их и называют глазами. Но они загораются не сразу, а по очереди. Если горит красный глаз, то идти нельзя!
—    Сейчас-то как раз и горит красный глаз, неожиданно в рифму сказала обезьянка.

— Я вспомнила, что в детском саду мы пели песню про светофор.
—    Я тоже помню эту песенку. Давай споем ее, пока горит красный свет и переходить через улицу нельзя, — предложила зебра.

—    Давай, – согласилась обезьянка.

И они запели песенку «Наш помощник — светофор»:

Помогает с давних пор

Пешеходам светофор.

Он сигнал нам подает:

Ждать или идти вперед.

Светофор, светофор –

Наш помощник с давних пор!

Если вспыхнет красный свет,

Значит, перехода нет,

Если желтый — стой и жди,

А зеленый свет – иди!

Светофор, светофор —

Наш помощник с давних пор!

Пока подруги распевали песню, загорелся желтый глаз светофора, и машины стали

тормозить. А когда вспыхнул зеленый свет, все машины остановились, зебра с обезьянкой спокойно перешли через дорогу и скоро оказались у ворот парка.

ВОПРОСЫ

Куда отправились зебра и обезьянка?

Почему зебра остановилась возле арки?

Почему пешеходный переход называется «зеброй»?

Почему опасно стоять на самом краю тротуара?

О чем «говорит» нам красный «глаз» светофора? А желтый?

Какой сигнал светофора разрешает переходить через улицу?

Почему через улицу нельзя бежать, а нужно идти спокойно?

Выучите и спойте песенку «Наш помощник — светофор».

Загадки

Творческая мастерская
Попробуйте вместе с веселым тигренком Тигрой выучить правила и сделать познавательную аппликацию.

Аппликация «Пешеходный переход» (ПРОСМОТР)

*******************

Ознакомление с окружающим

Весна предоставляет широкие возможности для непосредственного восприятия детьми живой при­роды, углубляя и пополняя их знания об окружающем мире.

Родителям рекомендуется.

Спросить ребенка, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, в жизни насекомых.

Рассмотреть насекомых, их части тела.

Рассказать ребенку, какую пользу приносят насекомые человеку, учить его бережному отношению к природе.

Отгадывать загадки про насекомых.

Загадки про насекомых

Наблюдения должны сочетаться с играми детей, использованием иллюстративного материала, чтением художествен­ной литературы, беседами, передачей впечатлений в творческой деятельности.

 Предлагаю Вам вместе с детьми слепить вот такую божью коровку.

Основные цвета, которые будем использовать: красный, чёрный и белый. В процессе может потребоваться стека.

Подготовьте шарики разного размера.

Из них самый большой должен быть красный, а маленький чёрный. Остальные заготовки будут иметь примерно одинаковый небольшой размер.

Сформируем туловище божьей коровки. Положите шарик перед собой и аккуратно придавите его пальцами сверху.

Используя стеку, сделайте надрез по центру полукруга. Не разрезайте до конца. Слегка расширьте разделённые стороны.

Украсим поверхность туловища. Используйте чёрные точки. Приплюсните их, чтобы получить пятнышки. Прикрепите их по бокам ранее приготовленной фигурки.

Займёмся изготовлением головы. Потребуется чёрный шарик, ему придаём вытянутый вид и отрезаем от него небольшую часть, чтобы получить ровную сторону. Прикрепите её к туловищу.

К голове нужно добавить глазки. Их изготовим из чёрных и белых кружков как на фото.

Осталось лишь вырезать с помощью стеки улыбку на мордочке жучка. Вы можете не вырезать, а слепить ротик. Готово, такие лёгкие поделки из пластилина для детей могут стать увлекательными и полезными!

Так же можно выучить стихотворение про божью коровку.

***

 Математика

Игры на познавательное развитие

Игра «Фотоаппарат»

Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.

Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

Игра «Найди отличия»

Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки.

Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.

Игра «Сорока-белобока»

Цель: развивать концентрацию внимания, память.

Игровой материал и наглядные пособия: 5-6 небольших предметов (игрушек).

Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

Игра «Сыщики»

Цель: развивать ассоциативное мышление, память.

Описание: необходимо выбрать одного ребенка, который будет играть роль «разбойника», остальные – «сыщики». Рассказать вместе с детьми какую-нибудь историю, из которой следует, что «разбойник» теперь должен скрываться от «сыщиков» и для этого ему нужно замаскироваться. «Сыщики» во время рассказа внимательно разглядывают «разбойника», который затем уходит маскироваться, а по возвращении в комнату должны найти изменения в его внешности.

Игра «Опиши предмет»

Цель: учить запоминать признаки и свойства предмета.

Игровой материал и наглядные пособия: знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).

Описание: дети под руководством воспитателя выбирают знакомый предмет. Воспитатель предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть одному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить ничего о предмете, когда настанет его очередь.

Игра «Повтори орнамент»

Цель: способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

Игровой материал и наглядные пособия: бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).

Описание: воспитатель дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.

Игра «Хлопни в ладоши»

Цели: развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.

Описание: воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

«Найди отличия»

«Продолжи ряд»

«Что лишнее?»

Пальчиковая гимнастика

Упражнения, игры на развитие речи детей

Расскажи сказку по картинкам.

Дети очень любят, когда взрослые читают им сказки. Но в один из семейных вечеров можно попросить, чтобы дети почитали сказку. Предлагаю карточки с иллюстрациями к популярным сказкам, по которым ребенок может рассказать сюжет той или иной сказки. Если карточки распечатать и разрезать, можно будет предложить ребенку выложить карточки в правильном порядке.

Вовремя длительного сидения дома родители могут позаниматься развитием речи своего ребенка. Всем нам еще с детства знакомы чистоговорки – короткие фразы либо рифмованные строки, состоящие из слов, которые сложно с ходу правильно выговорить. Именно такие фразы оказываются очень полезными для детей. Регулярное проговаривание чистоговорок в стихах развивает:

  • слух;
  • словарный запас;
  • мышление;
  • память;
  • правильную дикцию.

Во время занятий с детьми важно выполнять следующие правила: 

Занятия должны проходить в форме игры.

Неважно, где и сколько малыш будет говорить, важно — как.

Меняйте обстановку, чтобы не вызвать скуку.

Меняйте интонацию в зависимости от смысла: громко, тихо, спокойно, напористо.

Отмечайте даже маленькие победы и непременно празднуйте их.

Ну а теперь самое время перейти от слов к делу! Верим, что вашего малыша позабавят эти смешные стишки и в тоже время научат его правильному произношению (ПРОСМОТР)

Загадки

Игру «Доскажи словечко» любят и дети, и взрослые. В нее можно играть с ребенком вдвоем, можно играть с группой детей. И в том, и в другом случае, это будет полезное и увлекательное время провождение.

Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит… (автомобиль)

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор… (Айболит)

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый… (воробей).

День рожденья у меня —
Подарили мне коня.
Замечательный какой!
Голубой -преголубой.
Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно.
Жаль вот только гривы нет…
Что за конь?… (велосипед)

Силачом я стать хочу.
Прихожу я к силачу:
— Расскажите вот о чем —
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
— Очень просто. Много лет
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я… (гантели)

Михаил играл в футбол
И забил в ворота… (гол)

 

Очень я го-го-горжусь,
Что не утка я, а… (гусь)

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков… (горох)

Лодки по морю плывут,
Люди веслами… (гребут)

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь -
Чистоплотный серый… (гусь)

У меня знакомых тьма,
Не могу их счесть сама,
Потому что кто пройдет,
Тот и ручку мне пожмет.
Людям рада я, поверь,
Я — приветливая… (дверь).

Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель…(ёжик)

За рекой росли,
Их на праздник принесли.
На веточках — иголки.
Что же это?… (ёлки)

Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф).

Лежебока рыжий кот
Отлежал себе… (живот).

Лейся, дождь, веселей,
Мы с тобою дружим.
Весело нам бегать
Босиком по… (лужам).

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это?.. (Зайка)

Интересные идеи для развития творческих способностей детей

Картина из пуговиц

Не знаете, чем бы еще удивить ребенка?

Возможно, вам поможет картина из пуговиц!

Своими руками сделать ее совсем несложно, а полученный результат порадует и самого малыша, и его верных помощников, и всех, кто будет любоваться этой работой!

Вам понадобится:

пуговицы — желательно выбирать пуговицы различные по цвету, фактуре, форме, размеру;

ножницы;

клей, лучше выбирать ПВА или прозрачный;

картон, белая бумага, ткань – нужны для создания основы картины;

нитки;

маркер или карандаш для нанесения эскиза;

Мастер-класс по их изготовлению можно выстраивать, исходя из того, какие пуговицы есть в наличии, или заранее выбирая тему для поделки.

При выполнении своей первой работы ребенку потребуется помощь взрослого, чтобы правильно нанести эскиз на основу, а также помощь в приклеивании. А работу по заполнению эскиза он с удовольствием выполнит самостоятельно – подберет цвета и размеры пуговиц. Для первой работы желательно выбрать простой рисунок. Например, из старых пуговок желтого оттенка можно сделать симпатичного утенка, радугу, яблочко.

Увлекательное рисование методом тычка

Уважаемые родители, сегодня хочу предложить метод рисования, который не требует от детей сформированности графических умений и навыков, а рисунки получаются объемными, живыми и радуют как самих маленьких художников, так и их родителей. Для рисования вам понадобиться густая гуашь и жесткая кисть, для большего эффекта рекомендуется ее подрезать на 2-3 мм. Кисть должна быть сухой, ее не надо перед началом рисования мочить, после каждого промывания кисточку следует тщательно вытереть.

Методика рисования для младших дошкольников состоит в следующем: взрослый рисует простым карандашом контур какого-либо предмета. Ребенок сначала делает тычки кисточкой по линии контура, затем произвольно тычками закрашивает поверхность внутри контура. При нанесении тычка кисточка должна находиться в вертикальном положении, тогда ворс расплющится и получиться большая «пушистая точка».

Творческих вам успехов!

Безопасное поведение

 

Во время карантина у детей появляется много времени для самостоятельной деятельности и ребяческих фантазий. Ребенок ежеминутно и очень активно осваивает окружающее его пространство. Чтобы избежать непредвиденных ситуаций убедительно просим вас позаботиться о безопасности ваших детей. Ни в коем случае нельзя пугать ребенка рассказами о том, что с ним произойдет что-то страшное и непоправимое, если не выполнять установленные правила. В этом случае ребенок не запомнит полезную информацию, а в его памяти останется только страх, что с ним случится что-то очень плохое. Такие негативные чувства могут сильно навредить ребенку и лишат его способности правильно реагировать в опасной ситуации. Познакомить детей с правилами безопасного поведения в доступной и увлекательной форме вам помогут «Безопасные сказки» Т.А Шорыгиной.

Сегодня мы поговорим о воде, о соблюдении осторожности при пользовании водой в доме.

Сказка «Наводнение в кукольном домике»

Кукла Катя жила в красивом кукольном доме. Он был большой и удобный. На первом этаже расположены гостиная и кухня, на втором — спальня и ванная комната.

В кукольной спаленке очень уютно: кровать покрыта шелковым розовым покрывалом, пушистый ковер. На окнах цветы. Но если бы вы сегодня заглянули в домик Кати, непременно заметили, что куколка грустит.

Катя в розовой пижаме и тапочках с помпонами сидела в кресле у окна и печалилась. Да и как же ей не грустить? Ее любимая хозяйка Аня уехала с родителями к морю, и кукле оставалось только вспоминать, как весело Аня с ней играла. Девочка разговаривала со своей любимицей, шила ей красивые платья из лоскутков, брала на прогулку, где красавицей восхищались все Анины подружки.

«Ах, это было чудесно!» — вздохнула кукла и отвернулась от окна.

В это время на столике у кровати зазвонил телефон.

— Алло, Катя! Это я, Ляля! — услышала Катя голос маленькой фарфоровой куколки Ляли.

— Доброе утро, Лялечка!

— Чем ты сегодня занимаешься? — спросила Ляля.

— Ничем не занимаюсь! Мне очень скучно, ведь Аня уехала к морю на целый месяц, и я совсем одна, — ответила Катя.

— Может, мы навестим тебя? — спросила фарфоровая куколка.

— Приходите поскорей, я буду вам очень рада, — сразу повеселела Катя.

Она положила трубку, надела фартучек и принялась за уборку. В домике должно быть чисто, ведь придут гости! Она смахнула отовсюду пыль и решила полить цветы. Катя открыла кран, стала набирать воду в лейку, но в это время позвонили в дверь. Катя тут же скинула фартучек и, забыв закрыть кран, побежала вниз по лестнице.

Она распахнула дверь и впустила в дом своих добрых друзей — куклу Лялю, белого мохнатого щенка Тяфку и кошечку Myсю. Гости поздоровались с хозяйкой, а она захлопотала вокруг стола, расставляя чайные чашки, вазочки с вареньем и печеньем. Скоро друзья уселись вокруг стола и стали пить чай, болтая о том о сем.

Между тем вода в ванной все бежала и бежала из незакрытого крана. Вот и перелилась через маленькую розовую раковину. Быстрые струйки потекли через край, потом побежали по полу. Одна любопытная струйка выглянула из ванной и оказалась в прихожей, ее примеру последовали и другие. Резиновый коврик поплыл, покачиваясь по волнам, словно плот. Струйки, будто весенние ручейки, вырвавшиеся на свободу, зажурчали и понеслись вниз по лестнице.

— Ах, как весело скакать по ступенькам! — звонко пели они.

Чуткий Тяфка первым услышал журчание воды и насторожил уши. Кошечка Муся спрыгнула с кресла, лениво прошлась по полу и вдруг крикнула: «Ой! Я промочила лапки! Откуда здесь лужа? Терпеть ие могу холодной воды!»

Она вскочила на кресло и строго спросила:

— Катя, это ты пролила воду около стола?

— Нет, нет! Я ничего не проливала.

— Откуда же в гостиной вода? — продолжала допытываться Муся.

— Сейчас проверим! — решил Тяфка.

Он спрыгнул с кресла, стал ходить по комнате, принюхиваться и присматриваться.

— Все ясно! Вода льется с лестницы! — наконец сделал вывод умный щенок.

— Может быть протекла крыша и нас заливает дождь? — предположила фарфоровая кукла Ляля.

— Во-первых, никакого дождя нет, на улице светит солнце. А во-вторых, дом Кати находится не на улице, а в комнате Ани, — ответила Муся.

— Но вода льется откуда-то сверху, со второго этажа, — продолжал настаивать Тяфка.

— Ай! — вдруг вспомнила Катя. — Я забыла закрыть кран в ванной. Что же делать?

— Вот именно, что делать, когда в квартире наводнение? — ворчливо передразнила куклу кошка Муся.

— Ничего страшного! — бодро ответил Тяфка. — Катя, беги наверх и поскорей закрой кран! А мы достанем ведра и тряпки и вытрем воду.

Игрушки так и сделали. Катя закрыла кран в ванной, а друзья помогли ей вытереть пол на лестнице, в ванной и гостиной.

Когда все снова уселись за столом, Тяфка попросил у Кати лист бумаги и красный фломастер. Он, высунув язык от старания, вывел крупными буквами:

Поплотнее кран закрой — осторожен будь с водой!

Этот плакат щенок отнес в ванную комнату и прикрепил над раковиной. Полюбовался своей работой и позвал друзей.

— Спасибо, Тяфка! — поблагодарила щенка Катя. — Теперь-то я не забуду закрывать краны с водой!

Вопросы к сказке

1. Где жила Катя?

2. Почему она грустила?

3. Кто пришел к ней в гости?

4. Почему кукла забыла закрыть кран с водой?

5. Что случилось в домике?

6. Кто помог Кате справиться с наводнением?

7. Какое объявление повесил щенок?

Ток бежит по проводам.

Следующая беседа посвящена электрическому току. В каждой квартире есть не мало электрических приборов, поэтому важно рассказать детям какую пользу он приносит и как он может быть опасен.

Сказка «Проводок»

Электрический Провод пылился в старой картонной коробке вместе с выключателем, розеткой, винтиками и гаечками. Когда-то давно его купили, положили в коробку, да и забыли.

 Ах, до чего же здесь скучно! — жаловался Проводок новенькой блестящей Гаечке. — Я мог бы стать прекрасным шнуром для настольной лампы или утюга. По мне бежал бы электрический ток, я приносил бы людям пользу. Вместо этого томлюсь в старой коробке. Эх, жизнь проходит впустую!

 Не стоит расстраиваться, — утешала Проводок добрая Гаечка. — Когда-нибудь люди вспомнят о нас с тобой, и мы пригодимся.

 Эх, когда это будет? — грустно спрашивал Проводок.

 Может быть и скоро! — надеялась Гаечка. — Приедет к бабушке Поле внук Сережа на каникулы, расшалится да сломает что-нибудь. Тогда и вспомнят о нас.

Надо вам сказать, что бабушка Поля относилась к своим вещам очень бережно, и они служили ей долго. А вот Сережа любил баловаться: то тарелку разобьет, то дверцу буфета поцарапает, то винтик от будильника
открутит и потеряет его. Кот Василий очень на него сердился. Ворчал и хвостом недовольно помахивал.

Как-то раз бабушка собиралась белье погладить. Включила утюг, а он не греется.

—         Ох, ох! — заохала баба Поля. — Видно, сломался мой утюжок!

Кот Василий тут же спрыгнул с подоконника, подошел к бабушке, стал об ноги тереться и мурлыкать, словно желая утешить хозяйку: мол, ничего страшного, позовем старого друга Степана Петровича, он мастер на все руки, утюжок починит.

Вечером бабушка позвонила Степану Петровичу, попросила его придти и починить утюг. Старик не заставил себя долго ждать. Расстелил на столе чистую газету, разобрал утюг, все проверил и нашел неполадку.

—         Нет, Пелагея Дмитриевна, внучок твой хоть и озорник, но здесь ни при чем. Провод свое отслужил, видишь, перекрутился, а кое-где и перетерся. Нужно новый провод поставить, старым пользоваться нельзя. Электричество осторожность любит. Есть ли у вас новый провод?

Старушка открыла дверцу кладовки, достала оттуда картонную коробку, где ждал своего часа Проводок.

Мастер взял Проводок в руки, повертел его и сказал:

—         Вот этот провод хороший, новенький, нигде не потертый, он подойдет.

Степан Петрович приладил к бабушкиному утюгу новый провод.

— Сейчас включим утюг и проверим, греется ли он, — объявил мастер.

Он вставил вилку в розетку, и утюжок быстро нагрелся.

—         Вот и замечательно! — обрадовался Степан Петрович.

Бабушка тут же расстелила чистую скатерть, достала чашки, шоколадные конфеты, печенье и усадила друга пить чай. Она была очень благодарна мастеру и рада, что теперь на ее полотенцах и салфетках не будет ни единой
складочки. Радовался за бабушку и Василий. Он ласково мурлыкал, словно говорил Степану Петровичу спасибо.

Но больше всех радовался Проводок. Наконец-то мечта сбылась — по нему побежал электрический ток, и не придется больше пылиться в кладовке, он будет верно служить бабушке Поле.

Вопросы к сказке

Где лежал Проводок?

Почему он скучал?

Что случилось с бабушкиным утюгом?

Кого пригласила бабушка Поля?

Почему нельзя пользоваться перетертым, перекрученным проводом?

Чем заменил мастер старый электрический провод?

Чему радовались бабушка Поля, Степан Петрович, кот Василий?

Чему радовался Проводок?

Ни ночью ни днем не балуйся с огнем!

  

Бумажный самолетик

Однажды в гости к Пете пришел его друг Андрей. Мальчики стали вырезать из бумаги и клеить игрушки. Андрюша вырезал и склеил вертолет, а Петя — маленький самолет. Ребята вышли на балкон и решили запустить их в полет. Андрей бросил с балкона вертолет. Тот закружился в воздухе и упал на дорожку. Петя тоже запустил бумажный самолет. Ветерок понес его, и самолетик приземлился в траве возле детской площадки. На площадке играли в классики знакомые девочки Таня и Ира. Таня очень нравилась Пете, и мальчику захотелось смастерить еще один самолетик и написать на нем: «С приветом, дорогая Танечка!» И послать девочке. Он вырезал и склеил из бумаги еще один самолетик, запустил его, но тот не долетел до площадки. Что бы такое придумать? Петя огляделся по сторонам и вдруг заметил коробок спичек, лежавший на балконном столике. — Придумал! — обрадовался мальчик. — Я подожгу хвост самолета, и он полетит быстро и далеко, как ракета. Я о ракетах слышал от старшего брата! Петя схватил коробок, чиркнул спичкой, поджег бумажный хвост и бросил горящий самолетик с балкона вниз. Но тут, откуда ни возьмись, из-за угла дома налетел порыв сильного ветра, он подхватил горящий самолет и понес его прямо на соседний балкон. — Что ты наделал! — воскликнул Андрей. — Со спичками шутки плохи! Это мне папа говорил. Но Петя только замахал руками. — Ничего не случится! Сейчас бумага сама погаснет. А горящий комок бумаги, в который превратился самолет, упал прямо в горшок с цветами, и огонь обжег их нежные листья. — Что такое?! — воскликнула Мария Ивановна. Она в это время как раз сидела на своем балконе в кресле и читала сказки внучке Лене. Лена вскочила со стульчика, взяла лейку с водой и залила горящую бумагу. Бумажка съежилась и потемнела. — Это какие-то хулиганы с верхнего этажа бросили! — возмущалась старушка. А надо вам сказать, что долгие годы Мария Ивановна учила детей в начальных классах соседней школы. Поэтому многие дети и их родители были ей хорошо знакомы. Мария Ивановна подняла голову, на минутку задумалась и негромко сказала: — Как раз над нашей квартирой находится квартира Говорковых. Я их прекрасно знаю. Леша Говорков — мой бывший ученик, а Петя, его сын, скоро в школу пойдет. Плохо, плохо Алексей Алексеевич сына воспитал, не объяснил, что горящую бумагу с балкона бросать ни в коем случае нельзя! Не рассказал, что спички и зажигалки — не игрушки! Вечером Мария Ивановна поднялась на верхний этаж и позвонила в дверь к соседям. —Мария Ивановна! Здравствуйте! — приветливо встретил ее Алексей Алексеевич. — Не ожидали! Заходите, выпейте с нами чайку с пирогами. Мы так рады вас видеть! —От чашки чая я, конечно, не откажусь, — согласилась Мария Ивановна. — Но я к вам пришла по довольно неприятному поводу — поведать о Петиных проделках. И Мария Ивановна рассказала историю сгоревшего самолетика, залетевшего к ней на балкон. — Хорошо еще, что у нас на балконе была лейка с водой и Леночка быстро погасила горящую бумагу. А вот если бы на балконе никого не было и горящий комочек бумаги попал бы на тряпки или на мое мягкое кресло, мог бы вспыхнуть самый настоящий пожар! Алексей Алексеевич внимательно выслушал свою старенькую учительницу и во всем с ней согласился. Он поругал себя за то, что оставил спички на виду, на столике балкона. Ведь спички и зажигалки нужно убирать подальше от детей! Он обещал поговорить с сыном, объяснить ему, почему так делать нельзя, и даже строго наказать. — Ну, наказывать малыша, может быть, пока и не стоит, а рассказать ему об опасности пожара нужно непременно, — закончила разговор Мария Ивановна. Она поблагодарила друзей за угощение и пошла домой дочитывать Леночке сказку про Кошкин дом.

Вопросы к рассказу

1. Кто пришел в гости к Пете?

 2. Во что стали играть мальчики?

3. Что вырезал и склеил Петя?

4. Что вырезал и склеил Андрей?

5. Как мальчики играли с самолетами и вертолетами?

6. Зачем Петя поджег хвост бумажного самолета?

7. Куда упал горящий самолет?

8. Кто был на соседнем балконе и потушил горящую бумагу?

9. Можно ли детям играть со спичками, жечь бумаги, играть с зажигалками, бросать горящую бумагу с балкона? Почему?

10.Что могло случиться, если бы бумагу не потушили?

11. Зачем Мария Ивановна пошла к соседям?

 

Следующая наша тема «Встреча с незнакомцем».

Очень важно научить детей правильно вести себя при встрече с незнакомым человеком

Сказка «Лиса в заячьей шкуре»

Веселились как-то зайчата на лесной зеленой полянке. В прятки играли, в догонялки, прыгали, через головы кувыркались. А тетушка сорока сидела на ветке дерева и наблюдала за их игрой. Шла мимо лиса. Увидела зайчат, обрадовалась: «Вон сколько сразу малышей-несмышленышей. Не останусь сегодня без обеда!» Только хотела схватить одного зайчонка, как сорока заприметила рыжую разбойницу и страшный крик подняла. — Ча-ча-ча! Ча-ча-ча! Разбегайтесь поскорее зайчата! Лиса близко, съесть вас хочет. Услыхали малыши ее крик и мигом в разные стороны разбежались, будто горошины рассыпались. Ни одного зайчонка лиса не поймала. Призадумалась лисица, как бы зайчатиной полакомиться. Думала она ду- мала и придумала. Недаром говорят: «Лиса Лизавета на хитрости горазда». Побежала Лизавета в свою нору и вытащила оттуда шкурки зайцев, которых она давно съела. Как вы думаете, зачем? Затем, что решила хитрая лиса сшить себе заячью шубку, нарядиться в нее и притвориться зайцем, чтобы зайчата ее не испугались и не разбежались. Да как шубейку сшить? Нитки нужны, иголка. «Пойду, — думает, — к ежику, у него иголок много, попрошу одну». Пришла лиса к норке под сосной, где ежик с ежатами живет. Зарычала, лапками застучала, стала ежика звать: «Выходи, колючий, из норы, дай мне одну иголку, а не то съем и тебя, и твоих деток». Ежик испугался и дал лисе иголку. Где нитки добыть? Побежала лиса в деревню, постучала в оконце крайней избушки, где одинокая старушка жила и говорит: — Дай мне, бабушка, нитку. Если не дашь, всех твоих курочек пеструшек перетаскаю и съем. Старухе делать нечего, она и дала лисе нитку, да только не новую, а старую. Уселась лиса на пенек и сшила себе из заячьих шкурок шубейку. Пришила к ней длинные уши, короткий хвост, натянула шубейку на себя и стала похожа на большого зайца. — Теперь меня зайчата не узнают! — обрадовалась рыжая плутовка. Побежала она на поляну, где зайки резвились. Вышла из-за орехового куста и говорит: — Здравствуйте, братики-зайчики! Примите меня в игру! Удивились зайчата: никогда они такого большого зайца не видели. Заметила и осторожная сорока незнакомца и тут же громко застрекотала: — Зайчатки-ребятки! Будьте осторожны. Сдается мне, что этот заяц не настоящий. — Почему, тетушка сорока? — удивились зайчата. — Потому, что ваши-то шубки серенькие, летние, а у него белая — зимняя. — Да не успел я еще шубку сменить, глупая птица! — солгала лиса. — Так принимаете меня в игру или нет? — Принимаем! Принимаем! — согласились доверчивые малыши. Сорока опять за свое: — Везде я летаю, всюду бываю, а таких больших зайцев что-то не видывала. Хитрая лисица ей в ответ: — Я не простой заяц! Я на волшебной поляне рос, заколдованную траву ел. Кто этими травками полакомится, тот большим вырастает, сильным. Ни волк, ни медведь ему не страшны. Хотите, я вас на эту полянку отведу? — Хотим! — хором зайчата отвечают. А сорока стрекочет: — Ох, чует мое сердце беду! Не верьте незнакомому зайцу, не ходите с ним. Но зайчата и слушать сороку не стали. — Веди нас, заяц, на заколдованную поляну. Хотим большими и сильными стать! А лиса рада-радешенька. — Идите, братики, за мной. Сама думает: «Заведу несмышленышей в свою нору, а там и съем всех до одного». Хотела лиса вперед поскакать, как настоящие зайцы скачут, только подпрыгнула, а старые нитки раз — и лопнули. Шубейка с лисы свалилась, и зайчата увидели не большущего зайца, а рыжую разбойницу лису. Разбежались малыши во все стороны, только их лиса и видела. Так ни с чем в свою нору она и вернулась.

Вопросы к сказке

Где веселились зайчата?

Кто наблюдал за их игрой?

 Кто хотел съесть зайчат?

Как лиса захотела перехитрить зайчат?

Что сшила лиса?

Почему сорока не поверила, что перед ней заяц?

Чем закончилась сказка?